В этой книге российский правовед начала ХХ в. А. Н. Фатеев скрупулезно прослеживает формирование идеи политического индивида от античных софистов (V в. до н. э.) до достижения ею кульминационного пункта в сочинениях Герберта Спенсера, написанных в конце XIX в. Автор выявляет эмбриологические элементы идеи политического индивидуализма, ее последующие формы, ее отношение к тем идеям, под влиянием, а иногда вопреки и в противоположность которым она выросла.
Предварительное накопление элементов индивидуализма в Античности и Средних веках; христианский аскетизм и христианские мученики за право исповедования религии Спасителя мира; появление понятия о личности в рамках гуманизма; эпоха Возрождения, тираноборцы и протестантизм — вот основные вехи подготовительной стадии этого процесса, исследованные в первой части книги.
Вторая часть начинается с анализа нового взгляда на источник человеческого познания, развитого методологической философией XVII в. (Бэкон, Декарт), и составных элементов учения Гуго Гроция о естественном праве. Затем автор объясняет, почему личность как таковая лишь в XVIII и XIX столетиях стала использоваться в качестве фундаментальной идеи для обоснования публично-правовых конструкций. Здесь показывается значение философов эпохи Просвещения и документов Французской революции. И наконец, от книги Гумбольдта «О пределах государственной деятельности» (1792) и до сборника статей Спенсера «Личность и государство» (1884) идет логическая и философско-правовая непрерывность.
Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ИНДИВИДУАЛИЗМА
Глава I. Господство абсолютного этатизма и зародыши этико-политического индивидуализма
Глава II. Элементы политического индивидуализма, внесенные христианской доктриной (Христианская эра)
Глава III. Теократизм и значение средневековой философии для политического индивидуализма (Средневековье)
Глава IV. Значение индивидуализма Возрождения и Реформации для индивидуалистического направления в истории философии государства и зародыши политического индивидуализма
Заключение
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
<РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНДИВИДУАЛИЗМА
В XVII—XIX ВЕКАХ>
Глава V. Основания политического индивидуализма в методологической философии XVII столетия
Глава VI. Элементы индивидуализма в этико-религиозной философии конца ХVΙ и в ХVΙΙ в.; влияние на политический индивидуализм дальнейшего развития религиозной Реформации
Глава VII. Доктрина естественного права, ее рациональные основания и отношение к политическому индивидуализму (XVII столетие)
Глава VIII. Философия Просвещения, ее отношение к политическому индивидуализму и формы, принимаемые этим направлением в политической философии XVIII века
Глава IX. Основания политического индивидуализма в эмпирической и эволюционной философии государства XIX столетия
Заключение
ПОДРОБНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МОЖНО СКАЧАТЬ В РАЗДЕЛЕ "ФРАГМЕНТЫ"
Введение
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ИНДИВИДУАЛИЗМА
Глава I. Господство абсолютного этатизма и зародыши этико-политического индивидуализма
Глава II. Элементы политического индивидуализма, внесенные христианской доктриной (Христианская эра)
Глава III. Теократизм и значение средневековой философии для политического индивидуализма (Средневековье)
Глава IV. Значение индивидуализма Возрождения и Реформации для индивидуалистического направления в истории философии государства и зародыши политического индивидуализма
Заключение
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
<РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ИНДИВИДУАЛИЗМА
В XVII—XIX ВЕКАХ>
Глава V. Основания политического индивидуализма в методологической философии XVII столетия
Глава VI. Элементы индивидуализма в этико-религиозной философии конца ХVΙ и в ХVΙΙ в.; влияние на политический индивидуализм дальнейшего развития религиозной Реформации
Глава VII. Доктрина естественного права, ее рациональные основания и отношение к политическому индивидуализму (XVII столетие)
Глава VIII. Философия Просвещения, ее отношение к политическому индивидуализму и формы, принимаемые этим направлением в политической философии XVIII века
Глава IX. Основания политического индивидуализма в эмпирической и эволюционной философии государства XIX столетия
Заключение