Книга

Э. Остром

Управляя общим : эволюция институтов коллективной деятельности

(Governing The Commons : The Evolution Of Institutions For Collective Actions [1990])
Издательство ИРИСЭН
Год 2016
Страниц 447
Оформление Обложка
ISBN 978-5-91066-070-4
Вес, г 570
ID 75
379.00 руб.

Проблема управления природными ресурсами, которыми совместно пользуется большое число людей, привлекает пристальное внимание специалистов по разработке экономической политики. Для решения этой проблемы обычно предлагается либо государственное регулирование, либо приватизация таких ресурсов. Но ни государство, ни рынок не продемонстрировали однозначно успешных результатов в этой области. После критического анализа основ доминирующего подхода к оценке экономической политики в отношении природных ресурсов автор излагает уникальный корпус эмпирических данных, полученных в результате исследования условий, при которых проблемы ресурсов общего доступа решались удовлетворительно или неудовлетворительно.
.
Вначале Э. Остром описывает три модели, чаще всего используемые для выработки рекомендаций — апеллирующих либо к государству, либо к рынку. Затем, проиллюстрировав разнообразие возможных решений, она применяет институциональный анализ для исследования разных способов — как успешных, так и неудачных — управления общими ресурсами. Оказывается, что иногда проблемы общих ресурсов разрешаются в рамках добровольных организаций без обращения к государственному принуждению.
.
В 2009 г. за свои исследования автор поучила Нобелевскую премию по экономике.

ГЛАВА 1. РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБЩИНАХ
1.1. Три наиболее авторитетные модели
---- 1.1.1. Трагедия общин
---- 1.1.2. Теоретико-игровая модель «дилемма заключенного»
---- 1.1.3. Логика коллективного действия
1.2. Использование моделей в качестве метафор
1.3. Современные рекомендации в области экономической политики
---- 1.3.2. «Единственное решение: приватизация»
---- 1.3.3. Существует ли «единственный способ»?
---- 1.3.4. Альтернативное решение
---- 1.3.5. Эмпирическая альтернатива
---- 1.3.6. Рекомендации в сфере мер экономической политики как метафоры
---- 1.3.7. Рекомендации, основанные на метафорах, могут нанести ущерб
1.4. Вызов
.
ГЛАВА 2. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОУПРАВЛЕНИЮ В ОР-СИТУАЦИЯХ
2.1. ОР-ситуация
---- 2.1.2. Рациональное присвоение в сложных и неопределенных ситуациях
2.2. Взаимозависимость, независимые действия и коллективные действия
---- 2.2.1. Теория фирмы
---- 2.2.2. Теория государства
2.3. Три загадки: предложение, обязательства и надзор
---- 2.3.1. Проблема предложения
---- 2.3.2. Проблема надежного обязательства
---- 2.3.3. Проблема взаимного надзора
2.4. Структура исследования
---- 2.4.1. Проблемы присвоения и обеспечения предложения
---- 2.4.2. Множественность уровней исследования
2.5. Изучение институтов в полевых условиях
.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ В СИСТЕМАХ ОР, СУЩЕСТВУЮЩИХ ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ
3.1. Коммунальное землевладение на пастбищах и в лесах высокогорья
---- 3.1.2. Японские деревни Хирано, Нагаике и Яманока
3.2. Ирригационные институты «уэрта»
---- 3.2.1. Валенсия
---- 3.2.2. Мурсия и Ориуэла
---- 3.2.3. Аликанте
3.3. Ирригационные сообщества «занхера» на Филиппинах
3.4. Общие черты разных самоуправляемых институтов ОР, существующих длительное время
---- 3.4.1. Хорошо определенные границы
---- 3.4.2. Согласованность правил присвоения и обеспечения предложения, с одной стороны, и местных условий — с другой
---- 3.4.3. Договоренности коллективного выбора
---- 3.4.4. Надзор
---- 3.4.5. Откалиброванные санкции
---- 3.4.6. Механизмы разрешения конфликтов
---- 3.4.7. Минимальное признание права на организацию
---- 3.4.8. Встроенные организации
.
ГЛАВА 4. АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
4.1. Борьба за воду и логика гонки выкачивания
---- 4.1.2. Логика игры с правами на воду
4.2. Игра в форме судебных разбирательств
---- 4.2.2. Переговоры о порядке использования ресурсной системы Западного бассейна
---- 4.2.3. Судебное разбирательство в зоне Центрального бассейна
---- 4.2.4. Вопросы соблюдения сторонами достигнутых договоренностей
4.3. Предпринимательская игра
---- 4.3.1. Аргументы в пользу образования округа, включающего оба бассейна
---- 4.3.2. Аргументы против образования округа, включающего оба бассейна
4.4. Полицентрическая игра общественного (public) предприятия
4.5. Анализ институционального предложения
---- 4.5.1. Трансформирующие сами себя институциональные изменения, осуществляемые в процессе последовательных приращений и протекающие в благоприятных политических условиях
---- 4.5.2. Пересмотр установок институционального анализа
.
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ПРОВАЛОВ И НЕУДАЧ
5.1. Два турецких района прибрежного рыболовства с нерешенными ОР-проблемами
5.2. Бассейны грунтовых вод в Калифорнии с нерешенными ОР-проблемами
5.3. Рыболовство в Шри-Ланке
5.4. Ирригационные проекты в Шри-Ланке
5.5. Уязвимость режима рыболовства в Новой Шотландии
5.6. Уроки, которые можно извлечь из сопоставления случаев, рассмотренных в настоящем исследовании
.
ГЛАВА 6. ОБЩАЯ СХЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ И САМОУПРАВЛЕНИЯ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЩИХ РЕСУРСОВ
6.1. Проблема предложения, ответственных обязательств и взаимного надзора
6.2. Общая схема исследования институционального выбора
---- 6.2.1. Оценивание выгод
---- 6.2.2. Оценивание затрат
---- 6.2.3. Оценивание разделяемых норм и наличия возможностей
---- 6.2.4. Процесс институциональных изменений
---- 6.2.5. Прогнозирование институциональных сдвигов
6.3. Вызов ученому сообществу в области социальных наук
.
БИБЛИОГРАФИЯ
.
УКАЗАТЕЛЬ

Э. Остром
Элинор Остром