Фридрих Август фон Хайек (1899—1992), лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г., был одним из наиболее ярких представителей классического либерализма. В настоящее время он считается классиком не только экономической, но и политической мысли и в таком качестве пользуется признанием не только классических либералов, но и консерваторов, а также представителей других политических течений. Книга «Право, законодательство и свобода» является наиболее развернутым изложением идей Хайека относительно эволюции социальных норм и институтов. Существующие правила и обычаи, институты собственности и контракта, а также такие ценности, как честность и мир, укоренились в обществе в силу своей целесообразности. Но мы не вполне понимаем, как они работают; они установились сами, а не благодаря сознательным усилиям людей. Именно потому, что связь между индивидуальным поведением и всеобъемлющим порядком так трудно поддается предсказанию, не следует думать, что, заставляя людей действовать определенным образом, можно создать действительно жизнеспособное общество. На социально-политической концепции автора основывается его доктрина конституционализма, весьма оригинальная и при этом критическая по отношению к существующим институтам либерально-демократического государства.
ОТ ИЗДАТЕЛЯ 5
Книга I. ПРАВИЛА И ПОРЯДОК
ПРЕДИСЛОВИЕ 19
ВВЕДЕНИЕ 20
Глава 1. РАЗУМ И ЭВОЛЮЦИЯ 27
Глава 2. КОСМОС И ТАКСИС 53
Глава 3. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ 73
Глава 4. МЕНЯЮЩАЯСЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА 91
Глава 5. NOMOS: ЗАКОН СВОБОДЫ 113
Глава 6. THESIS: ЗАКОН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 143
Книга II. МИРАЖ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ПРЕДИСЛОВИЕ 167
Глава 7. ОБЩЕЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ И ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ 169
Глава 8. В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ 199
Глава 9. «СОЦИАЛЬНАЯ», ИЛИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ 231
Приложение к главе 9. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 269
Глава 10. РЫНОЧНЫЙ ПОРЯДОК, ИЛИ КАТАЛЛАКТИКА 275
Глава 11. ДИСЦИПЛИНА АБСТРАКТНЫХ ПРАВИЛ И ЭМОЦИИ ПЛЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 299
Книга III. ОБЩЕСТВО СВОБОДНЫХ
Глава 12. МНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА И СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ 321
Глава 13. РАЗДЕЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ 341
Глава 14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ЧАСТНЫЙ СЕКТОРЫ 361
Глава 15. ПРАВИТЕЛЬСТВО И РЫНОК 383
Глава 16. ИЗВРАЩЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА: ВЫВОДЫ 415
Глава 17. МОДЕЛЬ КОНСТИТУЦИИ 423
Глава 18. СДЕРЖИВАНИЕ ВЛАСТИ И РАЗВЕНЧАНИЕ ПОЛИТИКИ 445
Эпилог. ТРИ ИСТОЧНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ 471
СОДЕРЖАНИЕ
ОТ ИЗДАТЕЛЯ 5
Книга I. ПРАВИЛА И ПОРЯДОК
ПРЕДИСЛОВИЕ 19
ВВЕДЕНИЕ 20
Глава 1. РАЗУМ И ЭВОЛЮЦИЯ 27
Конструирование и эволюция 27
Принципы картезианского рационализма 28
Постоянные ограничения нашего знания фактов 31
Знание фактов и наука 34
Одновременная эволюция ума и общества: роль правил 36
Ложная дихотомия «естественное»/«искусственное» 39
Возникновение эволюционного подхода 40
Живучесть конструктивизма в современной научной мысли 43
Наш антропоморфный язык 45
Разум и абстракция 47
Почему крайние формы конструктивистского реализма регулярно приводят к бунту против разума 50
Глава 2. КОСМОС И ТАКСИС 53
Концепция порядка 53
Два источника порядка 54
Отличительные свойства стихийного порядка 56
Стихийные порядки в природе 57
В обществе доверие к стихийному порядку одновременно и умножает, и ограничивает возможности управления 59
Стихийный порядок возникает благодаря тому, что его элементы подчиняются определенным правилам поведения 61
Стихийный порядок общества создается людьми и организациями 64
Правила стихийного порядка и правила организации 66
Термины «организм» и «организация» 70
Глава 3. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ 73
Личные цели и коллективные выгоды 73
Свободу можно сохранить, только следуя принципам, а подчинение требованиям целесообразности ее разрушает 74
В политике «необходимость» — это, как правило, результат прошлых решений 77
Опасность придания большего значения предсказуемым, а не просто возможным последствиям наших действий 79
Ложный реализм и мужество, требующееся, чтобы размышлять об утопии 81
Роль юриста в политической эволюции 83
Современное развитие права направлялось, главным образом, ложной экономической теорией 85
Глава 4. МЕНЯЮЩАЯСЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА 91
Право старше законодательства 91
Уроки этологии и культурной антропологии 93
Процесс облечения установившихся практик в слова 95
Правила фактические и нормативные 98
Закон в древности 100
Классическая и средневековая традиция 101
Отличительные свойства закона, возникающего на основе обычая и прецедента 104
Почему зрелый закон нуждается в корректировке со стороны законодателя 107
Происхождение законодательных органов 109
Лояльность и суверенитет 110
Глава 5. NOMOS: ЗАКОН СВОБОДЫ 113
Функции судьи 113
Чем задача судьи отличается от задачи главы организации 116
Цель судопроизводства — поддержание существующего порядка действий 117
«Действия по отношению к другим» и защита ожиданий 120
В динамичном порядке действий могут быть защищены лишь некоторые ожидания 121
Максимальное совпадение ожиданий достигается при установлении границ защищенной сферы интересов 125
Общая проблема влияния ценностей на факты 128
«Цель» закона 130
Формулирование закона и предсказуемость судебных решений 133
Функция судьи ограничена стихийным порядком 137
Выводы 140
Глава 6. THESIS: ЗАКОН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 143
Законотворчество возникло из необходимости установления правил организации 143
Закон и статут: проведение закона в жизнь и исполнение приказов 145
Законодательство и теория разделения властей 147
Правительственные функции представительных органов 148
Частное право и публичное право 150
Конституционное право 153
Финансовое законодательство 155
Административное право и охрана правового порядка 156
«Меры» экономической политики 158
Трансформация частного права в публичное с помощью «социального» законодательства 160
Интеллектуальный перекос законодательного собрания, поглощенного делами правительства 162
Книга II. МИРАЖ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ПРЕДИСЛОВИЕ 167
Глава 7. ОБЩЕЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ И ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ 169
В общем случае для свободного общества благо, если его граждане могут беспрепятственно стремиться к собственным целям 169
Общий интерес и коллективные блага 173
Правила и неведение 176
Значимость абстрактных правил как ориентиров в мире со многими неизвестными 179
Воля и мнение, цели и ценности, распоряжения и правила, и другие терминологические вопросы 180
Абстрактные правила выступают в качестве основных ценностей, потому что служат неустановленным особым целям 183
Конструктивисткое заблуждение утилитаризма 185
Правила поведения следует серьезно критиковать или улучшать только в рамках данной системы правил 191
«Обобщение», или проверка на универсализуемость 195
Правила могут выполнять свои функции только при длительном применении 196
Глава 8. В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ 199
Справедливость — свойство человеческого поведения 199
Справедливость и право 202
В общем случае правила справедливого поведения представляют собой запрет на несправедливое поведение 203
Отрицательны не только правила справедливого поведения, но и критерий их справедливости 207
Значение отрицательного характера критерия несправедливости 211
Идеология правового позитивизма 213
«Чистая теория права» 217
Право и нравственность 225
«Естественное право» 227
Закон и суверенитет 229
Глава 9. «СОЦИАЛЬНАЯ», ИЛИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ,СПРАВЕДЛИВОСТЬ 231
Концепция «социальной справедливости» 231
Завоевание воображения общества идеей «социальной справедливости» 234
Неприложимость концепции справедливости к результатам стихийного процесса 237
Логическое обоснование экономической игры, в которой справедливым может быть только поведение игроков, но не результат 239
Сомнительная необходимость верить в справедливость вознаграждения 242
Не существует «ценности для общества» 243
Что означает «социальный»? 247
«Социальная справедливость» и равенство 248
«Равенство возможностей» 253
«Социальная справедливость» и свобода в рамках закона 254
Пространственный предел «социальной справедливости» 256
Требования компенсации за неприятную работу 260
Негодование изза утраты привычных позиций 261
Выводы 264
Приложение к главе 9. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 269
Глава 10. РЫНОЧНЫЙ ПОРЯДОК, ИЛИ КАТАЛЛАКТИКА 275
Природа рыночного порядка 275
Свободное общество — это плюралистическое общество, не имеющее общей иерархии отдельных целей 277
Не будучи единой экономикой, Великое общество объединено главным образом тем, что обычно именуют экономическими отношениями 279
Целью политики в обществе свободных людей может быть только абстрактный порядок, но не максимизация задуманного 281
Каталлактическая игра 282
При оценке приспособления к изменившимся обстоятельствам неуместно сопоставление нового положения с прежним 287
Правила справедливого поведения защищают только личную собственность, но не рыночную стоимость 289
Соответствие ожиданий обеспечивается неисполнением некоторых ожиданий 290
Абстрактные правила справедливого поведения могут определять только возможности, но не конкретные результаты 292
В каталлактике особые распоряжения («вмешательство») создают беспорядок и не могут быть справедливыми 294
Целью закона должно быть равное улучшение возможностей для всех 296
В хорошем обществе возможности каждого случайно взятого человека велики, насколько это возможно 298
Глава 11. ДИСЦИПЛИНА АБСТРАКТНЫХ ПРАВИЛ И ЭМОЦИИ ПЛЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 299
Погоня за недосягаемыми целями может помешать достижению возможного 299
Причины возрождения племенного организационного мышления 300
Аморальные последствия усилий, вдохновляемых моралью 301
В Великом обществе так называемая «социальная справедливость» превращается в разрушительную силу 303
От заботы о самых обездоленных к защите эгоистических интересов 305
Попытки «исправить» порядок рынка ведут к его разрушению 308
Восстание против дисциплины абстрактных правил 309
Этика открытого и закрытого общества 310
Старый конфликт между преданностью и справедливостью 314
Малая группа в Открытом обществе 315
Важность добровольных ассоциаций 316
Книга III. ОБЩЕСТВО СВОБОДНЫХ
ПРЕДИСЛОВИЕ 321
Глава 12. МНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА И СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ 325
Разочарование в демократии растет 325
Неограниченная власть — порок большинства современных демократий 327
Истинное содержание демократического идеала 329
Слабость выборного органа с неограниченной властью 332
Коалиции интересов и околоправительственный аппарат 337
Соглашение об общих правилах и частных мерах 341
Глава 13. РАЗДЕЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ 345
Утрата первоначальной трактовки функций законодательного органа 345
Существующие представительные институты были созданы для нужд правления, а не законодательства 346
Органы, наделенные правом решать частные задачи, не годятся для принятия законов 349
Современные законодательные органы на самом деле заняты правительственной работой 351
Партии в роли законодателей ведут к разложению демократического общества 355
Конструктивистский предрассудок: суверенитет 357
Необходимое разделение власти в представительном собрании 359
Демократия или демархия? 362
Глава 14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ЧАСТНЫЙ СЕКТОРЫ 365
Двойная задача правительства 365
Коллективные блага 367
Границы общественного сектора 370
Независимый сектор 372
Налоги и размеры общественного сектора 375
Безопасность 377
Монополия правительства на общественные службы 380
Информация и образование 383
Другие важные проблемы 385
Глава 15. ПРАВИТЕЛЬСТВО И РЫНОК 387
Конкуренция имеет преимущества, даже если она не совершенна 387
Конкуренция как процедура открытия 389
В отсутствие условий «совершенной» конкуренции фирмы не могут вести себя так, как если бы эти условия наличествовали 391
Преимущества свободного рынка 395
Конкуренция и рациональность 397
Размеры производства, концентрация и власть 399
Политические аспекты экономической власти 401
Когда монополия становится вредной 405
Проблема антимонопольного законодательства 406
Главная угроза — не личный, а групповой эгоизм 409
Политические методы распределения доходови их последствия 414
Интересы, поддающиеся и не поддающиеся организации 417
Глава 16. ИЗВРАЩЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА: ВЫВОДЫ 419
Извращение демократического идеала 419
Демократия как сделка 420
Игрушка в руках групповых интересов 420
Законы против директив 421
Закон и произвол 422
От пристрастности к произволу 424
Разделение власти как средство против не связанного законом правления 425
Глава 17. МОДЕЛЬ КОНСТИТУЦИИ 427
Развитие представительных институтов идет неверным путем 427
В чем ценность идеализированной модели конституции? 429
Основные принципы 430
Два представительных органа с различными функциями 433
Дополнительные замечания о представительстве возрастных групп 438
Правительственное собрание 440
Конституционный суд 441
Общая структура власти 443
Чрезвычайное положение 444
Разделение финансовых полномочий 446
Глава 18. СДЕРЖИВАНИЕ ВЛАСТИ И РАЗВЕНЧАНИЕ ПОЛИТИКИ 449
Ограниченная и неограниченная власть 449
Мир, свобода и справедливость: три великих отрицания 451
Централизация и децентрализация 453
Верховенство большинства против верховенства закона, одобренного большинством 454
Моральная неразбериха и вырождение языка 457
Демократическая процедура и цели эгалитаризма 458
Государство и общество 460
Игра по правилам никогда не ведет к одинаковым для всех результатам 463
Околоправительственная активность групповых интересов и гипертрофия правительства 464
Неограниченная демократия и централизация 466
Передача внутриполитических функций местным властям 467
Отмена правительственной монополии на услуги 468
Развенчание политики 470
Эпилог. ТРИ ИСТОЧНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ 475
Ошибки социальной биологии 475
Процесс культурной эволюции 477
Эволюция самовоспроизводящихся сложных структур 480
Напластование правил поведения 481
Привычные правила и экономический порядок 483
Дисциплина свободы 485
Проявления подавленных первичных инстинктов 487
Эволюция, традиция и прогресс 490
Конструирование новой морали в угоду старым инстинктам: Маркс 491
Разрушение незаменимых ценностей в результате научной ошибки: Фрейд 495
Поворот 497
ПРИМЕЧАНИЯ 499
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 611
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 615