Книга

Ф. Хайек

Право, законодательство и свобода : современное понимание либеральных принципов справедливости и политики

(Law, Legislation And Liberty : A New Statement of the Liberal Principles of Justisce and Political Economy)
Издательство ИРИСЭН
Год 2016
Страниц 664
Оформление Обложка
Формат 60х90/16 (148х210 мм)
ISBN 978-5-91066-063-6
Вес, г 700
ID 67
499.00 руб.

Фридрих Август фон Хайек (1899—1992), лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г., был одним из наиболее ярких представителей классического либерализма. В настоящее время он считается классиком не только экономической, но и политической мысли и в таком качестве пользуется признанием не только классических либералов, но и консерваторов, а также представителей других политических течений. Книга «Право, законодательство и свобода» является наиболее развернутым изложением идей Хайека относительно эволюции социальных норм и институтов. Существующие правила и обычаи, институты собственности и контракта, а также такие ценности, как честность и мир, укоренились в обществе в силу своей целесообразности. Но мы не вполне понимаем, как они работают; они установились сами, а не благодаря сознательным усилиям людей. Именно потому, что связь между индивидуальным поведением и всеобъемлющим порядком так трудно поддается предсказанию, не следует думать, что, заставляя людей действовать определенным образом, можно создать действительно жизнеспособное общество. На социально-политической концепции автора основывается его доктрина конституционализма, весьма оригинальная и при этом критическая по отношению к существующим институтам либерально-демократического государства.

ОТ ИЗДАТЕЛЯ 5
Книга I. ПРАВИЛА И ПОРЯДОК
ПРЕДИСЛОВИЕ 19
ВВЕДЕНИЕ 20
Глава 1. РАЗУМ И ЭВОЛЮЦИЯ 27
Глава 2. КОСМОС И ТАКСИС 53
Глава 3. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ 73
Глава 4. МЕНЯЮЩАЯСЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА 91
Глава 5. NOMOS: ЗАКОН СВОБОДЫ 113
Глава 6. THESIS: ЗАКОН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 143
Книга II. МИРАЖ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
ПРЕДИСЛОВИЕ 167
Глава 7. ОБЩЕЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ И ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ 169
Глава 8. В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ 199
Глава 9. «СОЦИАЛЬНАЯ», ИЛИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ 231
Приложение к главе 9. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 269
Глава 10. РЫНОЧНЫЙ ПОРЯДОК, ИЛИ КАТАЛЛАКТИКА 275
Глава 11. ДИСЦИПЛИНА АБСТРАКТНЫХ ПРАВИЛ И ЭМОЦИИ ПЛЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 299
Книга III. ОБЩЕСТВО СВОБОДНЫХ
Глава 12. МНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА И СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ 321
Глава 13. РАЗДЕЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ 341
Глава 14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ЧАСТНЫЙ СЕКТОРЫ 361
Глава 15. ПРАВИТЕЛЬСТВО И РЫНОК 383
Глава 16. ИЗВРАЩЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА: ВЫВОДЫ 415
Глава 17. МОДЕЛЬ КОНСТИТУЦИИ 423
Глава 18. СДЕРЖИВАНИЕ ВЛАСТИ И РАЗВЕНЧАНИЕ ПОЛИТИКИ 445
Эпилог. ТРИ ИСТОЧНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ 471
 
 
СОДЕРЖАНИЕ

ОТ ИЗДАТЕЛЯ 5

Книга I. ПРАВИЛА И ПОРЯДОК

ПРЕДИСЛОВИЕ 19

ВВЕДЕНИЕ 20

Глава 1. РАЗУМ И ЭВОЛЮЦИЯ 27
           Конструирование и эволюция 27
           Принципы картезианского рационализма 28
           Постоянные ограничения нашего знания фактов 31
           Знание фактов и наука 34
           Одновременная эволюция ума и общества: роль правил 36
           Ложная дихотомия «естественное»/«искусственное» 39
           Возникновение эволюционного подхода 40
           Живучесть конструктивизма в современной научной мысли 43
           Наш антропоморфный язык 45
           Разум и абстракция 47
           Почему крайние формы конструктивистского реализма регулярно приводят к бунту против разума 50

Глава 2. КОСМОС И ТАКСИС 53
           Концепция порядка 53
           Два источника порядка 54
           Отличительные свойства стихийного порядка 56
           Стихийные порядки в природе 57
           В обществе доверие к стихийному порядку одновременно и умножает, и ограничивает возможности управления 59
           Стихийный порядок возникает благодаря тому, что его элементы подчиняются определенным правилам поведения 61
           Стихийный порядок общества создается людьми и организациями 64
           Правила стихийного порядка и правила организации 66
           Термины «организм» и «организация» 70

Глава 3. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ 73
           Личные цели и коллективные выгоды 73
           Свободу можно сохранить, только следуя принципам, а подчинение требованиям целесообразности ее разрушает 74
           В политике «необходимость» — это, как правило, результат прошлых решений 77
           Опасность придания большего значения предсказуемым, а не просто возможным последствиям наших действий 79
           Ложный реализм и мужество, требующееся, чтобы размышлять об утопии 81
           Роль юриста в политической эволюции 83
           Современное развитие права направлялось, главным образом, ложной экономической теорией 85

Глава 4. МЕНЯЮЩАЯСЯ КОНЦЕПЦИЯ ЗАКОНА 91
           Право старше законодательства 91
           Уроки этологии и культурной антропологии 93
           Процесс облечения установившихся практик в слова 95
           Правила фактические и нормативные 98
           Закон в древности 100
           Классическая и средневековая традиция 101
           Отличительные свойства закона, возникающего на основе обычая и прецедента 104
           Почему зрелый закон нуждается в корректировке со стороны законодателя 107
           Происхождение законодательных органов 109
           Лояльность и суверенитет 110

Глава 5. NOMOS: ЗАКОН СВОБОДЫ 113
           Функции судьи 113
           Чем задача судьи отличается от задачи главы организации 116
           Цель судопроизводства — поддержание существующего порядка действий 117
           «Действия по отношению к другим» и защита ожиданий 120
           В динамичном порядке действий могут быть защищены лишь некоторые ожидания 121
           Максимальное совпадение ожиданий достигается при установлении границ защищенной сферы интересов 125
           Общая проблема влияния ценностей на факты 128
           «Цель» закона 130
           Формулирование закона и предсказуемость судебных решений 133
           Функция судьи ограничена стихийным порядком 137
           Выводы 140

Глава 6. THESIS: ЗАКОН ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 143
           Законотворчество возникло из необходимости установления правил организации 143
           Закон и статут: проведение закона в жизнь и исполнение приказов 145
           Законодательство и теория разделения властей 147
           Правительственные функции представительных органов 148
           Частное право и публичное право 150
           Конституционное право 153
           Финансовое законодательство 155
           Административное право и охрана правового порядка 156
           «Меры» экономической политики 158
           Трансформация частного права в публичное с помощью «социального» законодательства 160
           Интеллектуальный перекос законодательного собрания, поглощенного делами правительства 162

Книга II. МИРАЖ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ

ПРЕДИСЛОВИЕ 167

Глава 7. ОБЩЕЕ БЛАГОСОСТОЯНИЕ И ЧАСТНЫЕ ЗАДАЧИ 169
           В общем случае для свободного общества благо, если его граждане могут беспрепятственно стремиться к собственным целям 169
           Общий интерес и коллективные блага 173
           Правила и неведение 176
           Значимость абстрактных правил как ориентиров в мире со многими неизвестными 179
           Воля и мнение, цели и ценности, распоряжения и правила, и другие терминологические вопросы 180
           Абстрактные правила выступают в качестве основных ценностей, потому что служат неустановленным особым целям 183
           Конструктивисткое заблуждение утилитаризма 185
           Правила поведения следует серьезно критиковать или улучшать только в рамках данной системы правил 191
           «Обобщение», или проверка на универсализуемость 195
           Правила могут выполнять свои функции только при длительном применении 196

Глава 8. В ПОИСКАХ СПРАВЕДЛИВОСТИ 199
           Справедливость — свойство человеческого поведения 199
           Справедливость и право 202
           В общем случае правила справедливого поведения представляют собой запрет на несправедливое поведение 203
           Отрицательны не только правила справедливого поведения, но и критерий их справедливости 207
           Значение отрицательного характера критерия несправедливости 211
           Идеология правового позитивизма 213
           «Чистая теория права» 217
           Право и нравственность 225
           «Естественное право» 227
           Закон и суверенитет 229

Глава 9. «СОЦИАЛЬНАЯ», ИЛИ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ,СПРАВЕДЛИВОСТЬ 231
           Концепция «социальной справедливости» 231
           Завоевание воображения общества идеей «социальной справедливости» 234
           Неприложимость концепции справедливости к результатам стихийного процесса 237
           Логическое обоснование экономической игры, в которой справедливым может быть только поведение игроков, но не результат 239
           Сомнительная необходимость верить в справедливость вознаграждения 242
           Не существует «ценности для общества» 243
           Что означает «социальный»? 247
           «Социальная справедливость» и равенство 248
           «Равенство возможностей» 253
           «Социальная справедливость» и свобода в рамках закона 254
           Пространственный предел «социальной справедливости» 256
           Требования компенсации за неприятную работу 260
           Негодование изза утраты привычных позиций 261
           Выводы 264

Приложение к главе 9. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА 269

Глава 10. РЫНОЧНЫЙ ПОРЯДОК, ИЛИ КАТАЛЛАКТИКА 275
           Природа рыночного порядка 275
           Свободное общество — это плюралистическое общество, не имеющее общей иерархии отдельных целей 277
           Не будучи единой экономикой, Великое общество объединено главным образом тем, что обычно именуют экономическими отношениями 279
           Целью политики в обществе свободных людей может быть только абстрактный порядок, но не максимизация задуманного 281
           Каталлактическая игра 282
           При оценке приспособления к изменившимся обстоятельствам неуместно сопоставление нового положения с прежним 287
           Правила справедливого поведения защищают только личную собственность, но не рыночную стоимость 289
           Соответствие ожиданий обеспечивается неисполнением некоторых ожиданий 290
           Абстрактные правила справедливого поведения могут определять только возможности, но не конкретные результаты 292
           В каталлактике особые распоряжения («вмешательство») создают беспорядок и не могут быть справедливыми 294
           Целью закона должно быть равное улучшение возможностей для всех 296
           В хорошем обществе возможности каждого случайно взятого человека велики, насколько это возможно 298
Глава 11. ДИСЦИПЛИНА АБСТРАКТНЫХ ПРАВИЛ И ЭМОЦИИ ПЛЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА 299
           Погоня за недосягаемыми целями может помешать достижению возможного 299
           Причины возрождения племенного организационного мышления 300
           Аморальные последствия усилий, вдохновляемых моралью 301
           В Великом обществе так называемая «социальная справедливость» превращается в разрушительную силу 303
           От заботы о самых обездоленных к защите эгоистических интересов 305
           Попытки «исправить» порядок рынка ведут к его разрушению 308
           Восстание против дисциплины абстрактных правил 309
           Этика открытого и закрытого общества 310
           Старый конфликт между преданностью и справедливостью 314
Малая группа в Открытом обществе 315
           Важность добровольных ассоциаций 316

Книга III. ОБЩЕСТВО СВОБОДНЫХ

ПРЕДИСЛОВИЕ 321

Глава 12. МНЕНИЕ БОЛЬШИНСТВА И СОВРЕМЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ 325
           Разочарование в демократии растет 325
           Неограниченная власть — порок большинства современных демократий 327
           Истинное содержание демократического идеала 329
           Слабость выборного органа с неограниченной властью 332
           Коалиции интересов и околоправительственный аппарат 337
           Соглашение об общих правилах и частных мерах 341

Глава 13. РАЗДЕЛЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ ВЛАСТИ 345
           Утрата первоначальной трактовки функций законодательного органа 345
           Существующие представительные институты были созданы для нужд правления, а не законодательства 346
           Органы, наделенные правом решать частные задачи, не годятся для принятия законов 349
           Современные законодательные органы на самом деле заняты правительственной работой 351
           Партии в роли законодателей ведут к разложению демократического общества 355
           Конструктивистский предрассудок: суверенитет 357
           Необходимое разделение власти в представительном собрании 359
           Демократия или демархия? 362

Глава 14. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ЧАСТНЫЙ СЕКТОРЫ 365
           Двойная задача правительства 365
           Коллективные блага 367
           Границы общественного сектора 370
           Независимый сектор 372
           Налоги и размеры общественного сектора 375
           Безопасность 377
           Монополия правительства на общественные службы 380
           Информация и образование 383
           Другие важные проблемы 385

Глава 15. ПРАВИТЕЛЬСТВО И РЫНОК 387
           Конкуренция имеет преимущества, даже если она не совершенна 387
           Конкуренция как процедура открытия 389
           В отсутствие условий «совершенной» конкуренции фирмы не могут вести себя так, как если бы эти условия наличествовали 391
           Преимущества свободного рынка 395
           Конкуренция и рациональность 397
           Размеры производства, концентрация и власть 399
           Политические аспекты экономической власти 401
           Когда монополия становится вредной 405
           Проблема антимонопольного законодательства 406
           Главная угроза — не личный, а групповой эгоизм 409
           Политические методы распределения доходови их последствия 414
           Интересы, поддающиеся и не поддающиеся организации 417

Глава 16. ИЗВРАЩЕНИЕ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ИДЕАЛА: ВЫВОДЫ 419
           Извращение демократического идеала 419
           Демократия как сделка 420
           Игрушка в руках групповых интересов 420
           Законы против директив 421
           Закон и произвол 422
           От пристрастности к произволу 424
           Разделение власти как средство против не связанного законом правления 425

Глава 17. МОДЕЛЬ КОНСТИТУЦИИ 427
           Развитие представительных институтов идет неверным путем 427
           В чем ценность идеализированной модели конституции? 429
           Основные принципы 430
           Два представительных органа с различными функциями 433
           Дополнительные замечания о представительстве возрастных групп 438
           Правительственное собрание 440
           Конституционный суд 441
           Общая структура власти 443
           Чрезвычайное положение 444
           Разделение финансовых полномочий 446

Глава 18. СДЕРЖИВАНИЕ ВЛАСТИ И РАЗВЕНЧАНИЕ ПОЛИТИКИ 449
           Ограниченная и неограниченная власть 449
           Мир, свобода и справедливость: три великих отрицания 451
           Централизация и децентрализация 453
           Верховенство большинства против верховенства закона, одобренного большинством 454
           Моральная неразбериха и вырождение языка 457
           Демократическая процедура и цели эгалитаризма 458
           Государство и общество 460
           Игра по правилам никогда не ведет к одинаковым для всех результатам 463
           Околоправительственная активность групповых интересов и гипертрофия правительства 464
           Неограниченная демократия и централизация 466
           Передача внутриполитических функций местным властям 467
           Отмена правительственной монополии на услуги 468
           Развенчание политики 470

Эпилог. ТРИ ИСТОЧНИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ 475
           Ошибки социальной биологии 475
           Процесс культурной эволюции 477
           Эволюция самовоспроизводящихся сложных структур 480
           Напластование правил поведения 481
           Привычные правила и экономический порядок 483
           Дисциплина свободы 485
           Проявления подавленных первичных инстинктов 487
           Эволюция, традиция и прогресс 490
           Конструирование новой морали в угоду старым инстинктам: Маркс 491
           Разрушение незаменимых ценностей в результате научной ошибки: Фрейд 495
           Поворот 497

ПРИМЕЧАНИЯ 499

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ 611

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 615

Ф. Хайек
Фридрих Хайек -- австрийский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1974 г., присужденной за основополагающие работы по теории денег и экономических колебаний и глубокий анализ взаимозависимости экономических, социальных и институциональных явлений .

Хайек был не только блестя...