Самое полное исследование применения различных ограничений в международной торговле в XIX - первой трети ХХ вв. Показано как к середине XIX в. в Западной Европе в результате заключения системы двусторонних договоров, содержавших оговорку о праве наибольшего благоприятствования, сложился режим свободной торговли; проанализированы причины, по которым, начиная с 70-х гг. XIX вв., постепенно вновь восторжествовала протекционистская идеология, вылившаяся в агрессивный протекционизм начала ХХ в., логическим исходом которого стала Первая мировая война.
ВВЕДЕНИЕ. ТОРГОВЛЯ И ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА
Различные определения торговли.-Торговля в широком и узком смысле.-Понятие торговой политики.-Отношение к политике внутренней торговли.-Различие между ней и политикой внешней торговли.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОБЩИЙ ХАРАКТЕР ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН И ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ
I. Происхождение таможенных пошлин. Таможенные терри-тории
Таможенные территории.-Образование последних.-Изменение их после войны.
II. Характер таможенных пошлин
III. Таможенные тарифы
Их размеры.-Порядок распределения товаров.-Роль импортных пошлин.-Таможенные доходы.-Попытки унификации тарифов.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ
I. Импортные пошлины (протекционизм) в конце XIX в
Переход от фритредерства к протекционизму.-При каких обстоятельствах он совершался.-Германия, Франция, Австрия, Италия, Швейцария, Испания.-Русская таможенная политика 80-х гг.-Русский тариф 1891 г.-Соединенные Штаты.
II. Импортные пошлины (протекционизм) в начале ХХ в. (до войны)
III. Импортные пошлины (протекционизм) после войны
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОТЕКЦИОНИЗМ И СВОБОДНАЯ ТОРГОВЛЯ
Анализ того и другого учения.-Воспитательные пошлины.-Создание национальной промышленности.-Результаты протекционизма.-Жертвы, связанные с ним.-Огульный тариф.-Техника.-Агрессивный протекционизм.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. АГРАРНЫЙ ПРОТЕКЦИОНИЗМ
Различие между промышленным и аграрным протекционизмом.-Кто страдает от последнего и кто выигрывает.-Сельскохозяйственный кризис.-Пошлины на зерно и цены на землю.-Пошлины на зерно и сельское хозяйство.-Аграрные пошлины после войны.-Германия.-Соединенные Штаты.
ГЛАВА ПЯТАЯ. ЭКСПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ
I. Характер экспортных пошлин и применение их до войны
Когда возможно их установление?
II. Экспортные пошлины после войны
Произошло ли изменение в этом отношении?-Тариф СССР 1922 г. и его последствия.-Изменения 1923-1927 гг.
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ЗАПРЕЩЕНИЕ ИМПОРТА И ЭКСПОРТА. ЗАПРЕ-ТИТЕЛЬНО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
I. Запрещения импорта и экспорта до войны
Постепенная отмена их.-Случаи их допущения.
II. Запретительно-разрешительная система во время войны
Отношение к импорту и экспорту и связь между ними.-Соглашения между странами.-Квоты.-Положение нейтральных держав.
III. Запретительно-разрешительная система в Западной Европе после войны
Возврат к свободе экспорта.-Восстановление свободы импорта.-Влияние запретительно-разрешительной системы.
IV. Национализация внешней торговли и запретительно-разрешительная система в СССР
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ТРАНЗИТНЫЕ ПОШЛИНЫ И ЗАПРЕЩЕНИЯ ТРАНЗИТА
I. Транзитные пошлины и запрещение транзита до войны
Установление свободы транзита и запрещение транзита до войны.-Транзит в России.
II. Транзит после войны
Условия транзита в СССР.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. МАСШТАБ ТАМОЖЕННОГО ОБЛОЖЕНИЯ (ПОШЛИНЫ С ЦЕНЫ И ПОШЛИНЫ СПЕЦИФИЧЕСКИЕ)
I. Масштаб обложения до войны
Преимущества и недостатки пошлин с цены.-Борьба с обманами.-Переход к специфическим пошлинам.-Россия.-Система, применяемая в Америке.
II. Масштаб обложения после войны
Изменение условий после войны.-Как приноравливались к ним?-Пошлины с цены после войны.-Американский тариф 1922 г.-Loi de cadenas.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. ЭКСПОРТНЫЕ ПРЕМИИ. ДЕМПИНГ
I. Экспортные премии до войны вообще и сахарные премии в особенности
Сахарная конвенция.
II. Демпинг после войны
Его влияние.-Попытки борьбы с ним.
III. Демпинг и антидемпинг после войны
Два вида демпинга.-Борьба с ними.-Результаты.
ГЛАВА ДЕСЯТАЯ. ТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ
I. Содержание торговых договоров довоенного времени
Отдельные вопросы, регулируемые ими.
II. Торговые договоры после войны
Характер предложений в первое время.-Новые положения.
ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. КОНВЕНЦИОННЫЕ ТАРИФЫ И ТАРИФНЫЕ ДОГОВОРЫ
I. Конвенционные тарифы до войны
Отрицательное отношение к ним фритредеров.-Характер договоров в эпоху фритредерства.-Отношение к договорам протекционистов.-Торговые договоры в России.
II. Конвенционные тарифы после войны
Конвенционные и тарифные договоры.-Договоры СССР, в особенности с Италией.
ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ. МИНИМАЛЬНЫЙ ТАРИФ И ТАМОЖЕННЫЕ ВОЙНЫ
I. Система минимального тарифа и таможенные войны до
мировой войны
Свойства минимального тарифа.-Где он применялся?-Таможенные войны Франции и их последствия.-Русско-германская таможенная война.
II. Минимальный тариф накануне войны и во время войны
Изменения в его характере.
III. Минимальный тариф после войны
Изменения его во Франции.-Новейшие течения во Франции.-Другие страны.
ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ. СИСТЕМА НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ
I. Сущность наибольшего благоприятствования и историчес-кое развитие этой системы
Ранние формы наибольшего благоприятствования.-Замена его принципом эквивалента.-Постепенный переход к наибольшему благоприятствованию.-Его причины.
II. Борьба с системой наибольшего благоприятствования
Возражения и критика их.-Обходы наибольшего благоприятствования и их значение.-Попытки исправления этой системы.
III. Система наибольшего благоприятствования во время и после войны
Отрицательное отношение к ней во время войны.-Брестский мир.-Версальский мир.-Изменения в наибольшем благоприятствовании. Новейшие течения.-Соединенные Штаты.-Договоры, заключенные СССР.
ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ. ТАМОЖЕННЫЕ СОЮЗЫ
I. Таможенные союзы и проекты таможенных союзов до вой-
ны и после войны
Результаты довоенных проектов.-Проект образования Центральной Европы.
II. Таможенные союзы после войны
Новые таможенные союзы, уже образованные или образующиеся.-Их характер.-Новые проекты.
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ. ВОЗВРАТ ПОШЛИН
I. Возврат пошлин на Западе и у нас
Где производится возврат пошлин?-Возврат пошлин в России, его характер и последствия.-Возврат пошлин в СССР.
II. Германские ввозные свидетельства на зерно
Причины их введения.-Их результаты.-Изменения в них.-Борьба против них.-Свидетельства после войны.
ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ. УСЛОВНО-БЕСПОШЛИННЫЙ ТОВАРООБМЕН
Его характер, формы.-Способы осуществления и контроля.-Затруднения.
ГЛАВА СЕМНАДЦАТАЯ. ПОРТО-ФРАНКО И ВОЛЬНЫЕ ГАВАНИ
I. Порто-франко
Их возникновение.-Отмена их.-Где они сохранились?
II. Вольные гавани до и после войны
Где имелись вольные гавани до войны?-Изменения, произошедшие после войны
III. Роль и значение вольных гаваней
Литература