Книга

В. Витчевский

Торговая, таможенная и промышленная политика России от Петра Великого до настоящего времени

Издательство Социум
Год 2017
Страниц 426
Оформление Переплет
Формат 60х90/16 (148х210 мм)
ISBN 978-5-906401-57-1
Вес, г 655
ID 209
449.00 руб.

Фундаментальный труд В. Витчевского, опубликованный в 1909 г., занимает исключительное место в историографии российской экономической истории, охватывая все стороны экономической политики государства в их взаимосвязи. Обычно подобные исследования посвящены какому-то одному аспекту: либо торговой, либо таможенной, либо промышленной политике. Витчевский рисует подробную, голографическую картину истории экономической политики Российского государства на протяжении двух веков — XVIII и особенно XIX. Такой подход позволил автору показать взаимосвязи между развитием промышленности и внешней и внутренней торговлей, влияние различных мер государственного содействия промышленности и т.д. Автор показывает, как волны меркантилизма и протекционизма сменялись относительно короткими периодами относительной либерализации (результаты которой, однако, нельзя назвать свободной торговлей). 

Особое внимание уделено действующим лицам, определявшим содержание экономической политики страны на каждом этапе: Петру I, Екатерине II, Александру I, премьер-министрам Канкрину, Бунге, Вышнеградскому, Витте и др. Показана драматическая борьба по коренным вопросам экономической политики России на ключевых этапах ее модернизации.

Исследование Витчевского относится к числу работ дореволюционных российских экономистов, которые до сегодняшнего дня остаются непревзойденными по качеству исторического и фундаментальности и служат первоисточником для последующих поколений исследователей. Книга позволит лучше понять многие повороты экономического развития России в прошлом и, возможно, даст пищу для размышлений сегодняшним разработчикам экономической политики страны.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ДО ХIХ СТОЛЕТИЯ

 I

Несколько замечаний о торговле и промышленности России в древнейшее время

ГЛАВА 1. О торговых сношениях России в древнейшее время

ГЛАВА 2. Зачатки промышленной деятельности. — Петр Великий (1682—1725). — Торговые монополии и меркантилизм

ГЛАВА 3. Торговая и промышленная политика Петра Великого

ГЛАВА 4. Отступления от Петровской системы. — Торговая и таможенная политика преемников Петра

II

На исходе XVIII в.

ГЛАВА 5. Эпоха императрицы Екатерины II (1762—1796). — Фритредерские тенденции в таможенных тарифах с 1767 по 1782 г. — Либеральная промышленная политика и оценка ее

ГЛАВА 6. Перемена торговой политики (1793—1796). — Из эпохи царствования императора Павла I (1796—1801). — На пороге нового столетия

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ

ИЗ ВРЕМЕНИ ЦАРСТВОВАНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I (1801—1825)

I

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

ГЛАВА 7. Предварительные замечания. — Вспомогательные средства экономического прогресса в первой четверти ХIХ в.: укрепление государственного кредита, внутренние реформы, улучшение финансового положения, вольнонаемные рабочие

ГЛАВА 8. Промышленность. — Зависимость ее от торговли. — Торговля и торговая политика. — Ввоз и вывоз

ГЛАВА 9. Император Александр I

II

Торговая и таможенная политика с 1801 по 1822 г.

(Первый период)

А. Либеральное течение, запретительная система

и колебания в сторону более умеренной

покровительственной таможенной политики

ГЛАВА 10. Надежды на установление либеральной торговой системы. — Смелые планы поднятия транзитной торговли. — Время войны. — Принцип свободной торговли и таможенная политика

ГЛАВА 11. Возврат к системе усиленного таможенного обложения. — Положение 1810 г. о нейтральной торговле. — Перемена курса в торгово-политических отношениях с иностранными государствами. — Последствия запретительной системы. — Переход к более умеренной покровительственной политике. — Тарифы 1816 и 1819 гг.

Б. Пруссия и Россия до 30-х гг. —

Возвращение России к охранительной системе

ГЛАВА 12. Таможенно-политическая раздробленность Пруссии. — Германия в начале века. — Фритредерские тенденции прусского таможенного закона 1818 г. — Параллелизм в эволюции Пруссии и России

ГЛАВА 13. Венский конгресс и польский вопрос. — Торгово-политические недоразумения между Россией и Пруссией. — Основные черты русского таможенного тарифа 1819 г. — Поворот. — Таможенный тариф 1829 г. — Пруссия и Россия в 1834 г.

ГЛАВА 14. Охранительная система. — Торговля с Востоком

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ

Царствование императора Николая I

(1825—1855)

I

Министр финансов граф Канкрин (1823—1844)

ГЛАВА 15. Личность Канкрина. — Отношение его к торговле и индустрии

ГЛАВА 16. Начало железнодорожного строительства (1835—1855)

II

Торговая и таможенная политика с 1822 по 1850 г.

(Второй период)

ГЛАВА 17. Торговая политика Канкрина. — Шестикратный пересмотр тарифов с 1825 по 1841 гг. и его результаты. — Оппозиция против системы усиленного покровительства. — Таможенный тариф 1850 г. — Устранение особого положения Польши

ГЛАВА 18. Торгово-политические отношения между Россией и Пруссией (1836—1850). — Торговые отношения с другими государствами

ГЛАВА 19. Закавказская транзитная торговля

III

Финансовое и общее положение в середине ХIХ в.

ГЛАВА 20. Валютная реформа Канкрина (1839—1841). — Крушение металлической валюты (1858). — Неблагоприятное состояние финансов на рубеже второй половины прошлого века

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

Тенденции промышленного развития в первую половину ХIХ в.

ГЛАВА 21. Естественные условия прогресса. — Слабые стороны промышленности и индустриальная политика. — Направление эволюции и успехи капитализма. — Патриархальная мануфактура

ГЛАВА 22. Историческая роль капитала. — Влияние его на реорганизацию промышленности

ГЛАВА 23. Упадок железоделательной промышленности и расцвет хлопчатобумажной

ГЛАВА 24. О домашней индустрии. — Фабрика, мануфактура и кустарь. Эволюция кустаря в борьбе с капиталистической фабрикой. — Вторжение капитализма в домашнюю индустрию

РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ

НА ПОРОГЕ НОВОЙ ЭРЫ

I

Финансовое положение и финансовая политика

ГЛАВА 25. Новая эра экономических проблем после Крымской войны. — Рейтерн, министр финансов с 1862 г. — Улучшение экономического состояния к концу 60-х гг. — Железнодорожное дело

ГЛАВА 26. Экономический кризис 1875—1877 гг. — Неудачная финансовая мера Рейтерна (1876). — В ожидании войны. — Взимание таможенных пошлин золотом (1877)

II

Торговая и таможенная политика с 1850 по 1877 г.

(Третий период)

ГЛАВА 27. Эпоха более умеренного протекционизма (1850—1867)

ГЛАВА 28. Развитие пошлины на чугун в ХIХ в.

ГЛАВА 29. Фритредеры и протекционисты. — Таможенный тариф 3 июня   1868 г. — Введение золотой пошлины (1877)

ГЛАВА 30. О торговом обороте между Россией и Германией. — Внешние торговые отношения

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ

Экономическая и торговая политика с 1881 по 1893 г.

I

Министр финансов Бунге (1881—1887)

ГЛАВА 31. Политика и хозяйство. — Бунге и Вышнеградский. — Состояние государственного бюджета. — «Система Вышнеградского»

ГЛАВА 32. Золотая политика и внешняя торговля

II

Торговая и таможенная политика с 1877 по 1890 г.

(Четвертый период)

ГЛАВА 33. Возврат к протекционизму. — Увеличение таможенных ставок с 1881 по 1890 г. — Пошлины на железо. — Таможенный доход, торговый баланс, индустрия

ГЛАВА 34. Таможенный тариф 11 июня 1891 г. — Отдельные таможенно-политические мероприятия. — Политика торговых договоров. — Русско-французская торговая конвенция 1893 г.

РАЗДЕЛ СЕДЬМОЙ

Торговая и таможенная политика с 1894 по 1904 г.

Русско-германский торговый договор 1894 г.

Глава 35. Предварительные переговоры. — Таможенная война. — Русско-германский торговый договор. — Отношение к договору правительства, министра финансов и Государственного совета. — Отношение общественного мнения к договору

Глава 36. Отношение действовавшего в Германии запрещения выдачи имперским банком ссуд под русские ценные бумаги (1894 г.). Отношение России к этой мере. — Русский министр финансов и берлинская биржа. — Влияние указанного запрещения на русский государственный кредит

Глава 37. Ближайшие результаты торгового договора 1894 г. — Критическое отношение к нему со стороны Германии и России. — Основная причина таможенных конфликтов. — Индустриальное грюндерство ухудшает торговый баланс

РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ

Торговая и таможенная политика с 1894 г.

ГЛАВА 38. Торговая и таможенная политика 90-х гг. — Торговый и платежный баланс. — Торговый баланс как краеугольный камень экономической политики. — Продолжение политики торговых договоров со стороны России. — Торговый договор с Персией (1903 г.)

ГЛАВА 39. Таможенная политика с 1894 г. Китайские пошлины от 21 июня 1900 г. Пошлина на хлопок как мера протекционистская, фискальная и финансово-политическая. — Основные направления таможенной политики

ГЛАВА 40. Торговая и таможенная политика России на Востоке. — Начало и цели тяготения на Восток. — Свободная торговля и покровительственная политика в области Амура (1858—1904). — Таможенная свобода, вызванная войной (июнь 1904 г.). — Открытые двери в Маньчжурию как причина войны; закрытие Маньчжурии как основной момент русской экономической политики.

ГЛАВА 41. Из области таможенной политики на окраинах. — Проблема открытых дверей в Среднюю Азию  и разрешение ее закрытием закавказского транзитного пути (1883). — Россия и Финляндия. — Учреждение внутренней таможенной границы. — Финляндский таможенный тариф 1812 г. Успешное развитие финляндской промышленности. Уравнительные пошлины для защиты русской промышленности (1885). — «Привилегия Таммерфорса». — Финляндия в русско-германском торговом договоре 1894 г. — Пересмотр русско-финляндского  устава (1897 г.)

РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ

Тенденция промышленного развития во второй половине ХIХ в.

I

От освобождения крестьян до русско-турецкой войны (1861—1877)

ГЛАВА 42. Государство и общество. — Мобилизация труда и капитала. — Европеизация и капитализм

ГЛАВА 43. Отмена крепостного права. — Экономическое значение железных дорог. — Организация банкового дела

ГЛАВА 44. Влияние освобождения крестьян и железнодорожного строительства на развитие промышленности. — Иностранный капитал. — Капитализм и покровительственная политика

II

Индустриальная система 1877—1897 гг.

ГЛАВА 45. Общая характеристика промышленного расцвета в 80-х гг. — Покровительственная политика, железнодорожное строительство, горная промышленность.

ГЛАВА 46. Были ли промышленные предприятия 80-х гг. «тепличными»? — Рост промышленности с 1877 по 1897 г. — Аграрный вопрос и крупная индустрия. — Отмена подушной подати, приток сельских рабочих на фабрику, упадок сельского хозяйства

ГЛАВА 47. Покровительство промышленности, хлебный экспорт и золотая политика. — Индустриальная система как основа народного хозяйства. — Торговый баланс и хлебный экспорт

ГЛАВА 48. Что делать — Упадок сельского хозяйства. — Министром финансов делается Витте. — Его личность и программа. — Последствия «системы Витте»

ГЛАВА 49. Развитие промышленности в цифрах. — Недостатки промышленной статистики. — Рост индустрии с 1887 по 1897 гг. — К освещению промышленного прогресса. — Число фабричных рабочих и исчисление стоимости производства. — Распределение всего производства между индустрией и сельским хозяйством. — Чему учит статистика потребления

ГЛАВА 50. Причины и течение прежних промышленных кризисов. — Биржевой и промышленный кризисы 1898—1903 гг. — Заключение комитета министров по поводу кризиса. — Признаки ослабления кризиса в 1903 г.: банковая атмосфера и положение крупной индустрии. — Кризис и война. — Кризис в официальном изображении. — Ликвидация грюндерства

РАЗДЕЛ ДЕСЯТЫЙ

Прошлое и будущее

ГЛАВА 51. Индустриализация стремится к национализации насажденного извне индустриализма при помощи иностранного капитала. — Развитие и гипертрофия индустриальной системы

ГЛАВА 52. Против индустриализма. — Россия осталась аграрным государством. — Свободная торговля и покровительственная пошлина. — Воспитательные пошлины для индустрии. — Фритредерские наклонности правительства. — Направление курса хозяйственной политики государства. — Отношение промышленников и сельских хозяев к протекционизму

ГЛАВА 53. О домашней промышленности. — Вытеснение ее крупной индустрией. — Ее значение и положение в настоящем и виды на будущее. — Политика правительства в отношении домашней индустрии. — Отхожие промыслы

ГЛАВА 54. Некоторые характеристические черты товарной торговли в ХIХ в. — Хлеб, в частности пшеница, главная основа экспортной торговли. — Упадок вывоза пшеницы вследствие «дезорганизации» хлебной торговли. — Организация торговли как программа будущего

ГЛАВА 55. Сто лет русской торговой и таможенной политики.  — Параллелизм таможенно-политического развития России и Пруссии-Германии

ГЛАВА 56. А. На пути к новому русско-германскому торговому договору. — Оценка тарифного договора 1897 г. — Стремление России к тарифной автономии и простому благоприятствованию. — Необходимость отказа от тарифной автономии. — Общий таможенный тариф 13 января 1903 г.

В. Торговый договор 15 (28) июля 1904 г. — Характеристика русского договорного тарифа. — Принцип солидарности и равенства. — Значение договора для России и для немецкой экспортной индустрии. — Положение русской промышленности вообще и в частности  машиностроительной индустрии. — Эмигрирующий капитал

ГЛАВА 57. Заключительные замечания. — Упадок или переходная стадия. — Пессимизм и оптимизм. — Промышленность и сельское хозяйство. — Россия — страна ограниченных возможностей. — Основные моменты эволюции. — Укрепление внутреннего рынка путем расширения потребления. — Аграрный кризис: «малоземелье» и налоги. — Преобразование хозяйственной жизни

 

Библиография

 

Указатель имен

 

В. Витчевский
Валентин Витчевский