Э. Нагель


Ernest Nagel, 1901-1985

Эрнст Нагель -- американский философ науки и логик. Разработал концепцию так называемого "контекстуального натурализма", основанную на синтезе неопозитивизма и прагматизма. Автор ряда трудов по логике и методологии науки.

Родился в Австро-Венгерской империи в моравском городке Нейштадтль (сейчас Новое Место-на-Вагом в Словакии). В 1911 г. с родителями эмигрировал в США. В 1923 г. получил степень бакалавра в Городском колледже Нью-Йорка, а в 1930-м -- докторскую степень в Колумбийском университете. За исключением первого года преподавательской карьеры в Городском колледже и одного учебного года (1966/67), проведенного в Университете Рокфеллера, вся научная и преподавательсткая деятельность Нагеля связана с Колумбийским университетом. Долгое время работал редактором "Journal of Philosophy" (1939--1956), а также "Journal of Symbolic Logic" (1940--1946).

В 1936 г., после годичной научной комндировки в Европу, Нагель познакомил американских коллег с работами европейских философов Людвига Витгинштейна и Рудольфа Карнапа, опубликовав в "Journal of Philosophy" статью "Impressions and Appraisals of Analytic Philosophy in Europe". Нагель предпринял попытку вписать учения логических позитивистов в более общую структуру американского прагматического натурализма. Под влиянием логического позитивизма Нагель разработал концепцию логики и математики, выраженную в лингвистических терминах, изложив ее в статье "Логика без онтологии" (1944).

Свои философские взгляды Нагель называл "контекстуальным натурализмом". Признавая природу единственным и всеобъемлющим объектом познания и подчеркивая приоритетное значение научных методов исследования, Нагель в своей трактовке научного знания сохраняет приверженность логическому эмпиризму, ибо для него логико-математические принципы выражают лингвистические правила, а осмысленность эмпирических высказываний определяется их подтверждаемостью на опыте. Однако он не согласен с чисто конвенционалистской трактовкой логики и не склонен считать чувственные данные тем фундаментом, на котором можно построить структуру знания, ибо само эмпирическое познание невозможно без логических средств анализа. В трактовке логико-математических принципов, считает Нагель, следует прежде всего учитывать их функции в конкретных научно-исследовательских контекстах. В своей наиболее известной книге "Структура науки" (1961) Нагель рассматривает широкий круг вопросов о природе объяснения, логике научного исследования, структуре научного знания и т.д. Он детально разрабатывает гипотетико-дедуктивную модель объяснения как единый тип объяснения для всех наук, включая биологические и социальные. Согласно этой модели, объяснить какое-либо явление -- значит показать, что оно выводимо из некоторого множества законов, действующих при определенных ("начальных") условиях. Историк, как и любой другой ученый, должен объяснить, почему произошло то или иное событие, а для этого ему нужно выявить детерминированные "регулярности" в развитии общества. Однако детерминизм в истории ни в коей мере не означает, по мнению Нагеля, признания "исторической неизбежности" и не отменяет моральной ответственности людей.

An Introduction to Logic and Scientific Method (с М. Коэном, 1934)
Principles of the Theory of Probability // International encyclopedia of unified science. Vol. 1. No. 6. Chicago: The University of Chicago Press, 1939
The Logic of Measurement (1939)
The Formation of Modern Conceptions of Formal Logic ln the Development of Geometry // Osiris 7 (1939) 142--224
The Meaning of Reduction in the Natural Sciences // Science and Civilization. Ed. Robert C. Stouffer (1949)
Sovereign Reason, and Other Studies in the Philosophy of Science (1954)
Logic without Metaphysics, and Other Essays in the Philorophy of Science (1957)
Godel's Proof (с Дж. Р. Ньюманом, 1958)
The Structure of Science: Problems in the Logic of Scientific Explanation (1961)
Observation and Theory in Science (с соавторами, 1971)
Teleology Revisited and Other Essays in the Philosophy and History of Science (1979)